Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующего положения

Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующего положения

Здесь приведен перечень запрещенных соглашений и согласованных действий горизонтального порядка, заключаемых или совершаемых хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара (конкурентами). Такие соглашения (согласованные действия) иногда называют картельными, чтобы подчеркнуть устойчивость связей между хозяйствующими субъектами. На все перечисленные соглашения и согласованные действия установлен безусловный запрет. Данные соглашения и согласованные действия не могут быть впоследствии признаны допустимыми в соответствии с требованиями ст. 13 «Закона о защите конкуренции». На все иные горизонтальные соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов, которые не перечислены в ч. 1 ст. 11 «Закона о защите конкуренции», установлен запрет, не являющийся безусловным. То есть такие соглашения или согласованные действия могут быть признаны допустимыми. Согласно ст.

Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением

Вниманиеattention
Во-вторых, для признания действий хозяйствующего субъекта злоупотреблением доминирующим положением требуется установить наступление или хотя бы вероятность наступления отрицательных последствий в виде недопущения, устранения, ограничения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Причем данные последствия предполагаются и не требуют доказывания, если действия хозяйствующего субъекта содержат признаки конкретной формы злоупотребления доминирующим положением, указанной в ч. 1 ст. 10 названного Закона. Изучение реального или гипотетического воздействия на конкуренцию требуется, только когда применяется общий запрет на злоупотребление доминирующим положением.

Аналогичный вывод сделан в п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июня 2008 г. № 30: в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в ч. 1 ст.

Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положение

Лицо, обладающее гражданским правом или совокупностью гражданских прав, которые обеспечивают ему возможность влиять на общие условия обращения товаров на рынке, может использовать эти права для навязывания несправедливых взаимоотношений другим участникам экономической деятельности. В этом случае дополнительная прибыль получается им не в результате более эффективной работы, а за счет ненадлежащего использования субъективных имущественных прав. Ограничение конкуренции с использованием гражданских прав причиняет вред как отдельным лицам, так и всему обществу.
Таким образом, доминирующим положением является гражданское право или совокупность гражданских прав, обеспечивающих лицу большие, по сравнению с другими участниками экономической деятельности, возможности определения условий взаимодействия.

Важноimportant
Представляется, что гражданские права, злоупотребление которыми может квалифицироваться как злоупотребление доминирующим положением, относятся к сфере заключения договоров и определения их условий. Федеральный закон «О защите конкуренции» не содержит определения злоупотребления доминирующим положением. Его ст. 10 рассматривает лишь общий запрет злоупотребления доминирующим положением и открытый перечень наиболее типичных форм такого злоупотребления.

Согласно ч. 1 ст. 10 этого Закона запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются либо могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Из данной нормы вытекает следующее. Во-первых, злоупотребление доминирующим положением может выражаться как в активном поведении (действии), так и в пассивном (бездействии).
Федерального закона «О защите конкуренции», наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом. Под недопущением конкуренции могут пониматься действия хозяйствующего субъекта на товарном рынке, на котором конкуренция отсутствует, устраняющие условия, способствующие возникновению конкуренции, создающие барьеры для входа на товарный рынок. Иными словами, хозяйствующий субъект предпринимает действия для того, чтобы сохранить свое монопольное положение на рынке и чтобы препятствовать возникновению на нем конкуренции.
В случае устранения конкуренции возникает противоположная ситуация: конкуренция на рынке имелась, но хозяйствующий субъект предпринял действия, чтобы конкуренция исчезла. Признаки ограничения конкуренции установлены п. 17 ст. 4 данного Закона.

Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением

Ущемлением интересов других лиц в результате злоупотребления доминирующим положением следует считать такие последствия, в результате которых лицо оказывается в худших условиях приобретения или реализации товара, нежели оно бы было в условиях нормальной конкуренции, и такие условия созданы действием (бездействием) доминирующего субъекта. С учетом изложенного, в целом злоупотребление доминирующим положением может рассматриваться как такое злоупотребление гражданскими правами, которое приводит или может привести к недопущению, устранению или ограничению конкуренции или ущемлению охраняемых законом интересов других лиц. Федеральный закон «О защите конкуренции» выделяет 11 форм злоупотребления доминирующим положением.

Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением

Федеральным законом от 05.10.2015 N 275-ФЗ) 6. Предусмотренные частью 5 настоящей статьи правила могут содержать условие об обязательной продаже товара на торгах. (часть 6 введена Федеральным законом от 05.10.2015 N 275-ФЗ) 7. Правила недискриминационного доступа к услугам, оказываемым оператором национальной системы платежных карт, операторами услуг платежной инфраструктуры национальной системы платежных карт, оператором платежной системы Центрального банка Российской Федерации, оператором услуг платежной инфраструктуры платежной системы Центрального банка Российской Федерации, определяются в порядке, установленном Федеральным законом «О национальной платежной системе». (часть 7 введена Федеральным законом от 05.10.2015 N 275-ФЗ) 8.
Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя и правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения устанавливаются Правительством Российской Федерации в отношении субъектов естественных монополий, регулирование деятельности которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также в отношении единой теплоснабжающей организации, не являющейся субъектом естественной монополии, при осуществлении ею деятельности по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения в случаях, установленных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующего положения

Согласно ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. В случае отсутствия хотя бы одного из указанных в приведенном определении признаков конкуренции возникают условия для прекращения или ограничения конкуренции. Например, если хозяйствующий субъект может в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, то речь идет о доминирующем положении такого субъекта на товарном рынке.


Рассматриваемые далее запреты и ограничения распространяются только на хозяйствующие субъекты, положение которых признано доминирующим на рынке.

Критерии установления доминирующего положения хозяйствующих субъектов на рынке рассмотрены в предыдущей главе. Появление у хозяйствующего субъекта возможности воздействовать на рынок (наличие доминирующего положения) само по себе не противоречит установленным антимонопольным законодательством запретам. Правовое значение для квалификации действий хозяйствующего субъекта будет иметь то, как он распорядится указанной возможностью, будет ли он использовать приобретенную рыночную власть для устранения или ослабления воздействия конкуренции на товарный рынок, для ущемления охраняемых законом интересов других хозяйствующих субъектов.

При этом речь не идет о результате соперничества между хозяйствующими субъектами, которое в любом случае, в том числе и в условиях конкуренции, затрагивает интересы конкурентов.
В целях предупреждения создания дискриминационных условий могут устанавливаться федеральным законом или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации правила недискриминационного доступа на товарные рынки и (или) к товарам, производимым или реализуемым субъектами естественных монополий, регулирование деятельности которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также к объектам инфраструктуры, используемым этими субъектами естественных монополий непосредственно для оказания услуг в сферах деятельности естественных монополий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *