Оперативно-розыскные мероприятия Особенность совместных выездных проверок налоговых инспекторов и сотрудников полиции в том, что полицейские в рамках своей компетенции вправе пользоваться всеми средствами и методами контроля, которые предоставлены им Законом о полиции, а также Законом об оперативно-розыскной деятельности. К оперативно-розыскным мероприятиям относятся: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка, оперативный эксперимент.
- Налоговая проверка с участием полиции
- Наши публикации
- Сравнение выездных и камеральных налоговых проверок: 10 основных отличий
- 1.4. участие органов внутренних дел при проведении налоговых проверок
- Налоговые проверки
- При проведении налоговой проверки
- Участие в камеральных налоговых проверках правоохранительными органами
Налоговая проверка с участием полиции
По общему правилу, установленному статьёй 82 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налоговый контроль осуществляется должностными лицами налоговых органов. Вместе с тем, на практике распространены случаи, когда к осуществлению такого контроля привлекаются органы внутренних дел в лице сотрудников полиции, что часто оказывается неприятным «сюрпризом» для налогоплательщика.
Между тем, возможность участия сотрудников полиции при проведении выездной налоговой проверки прямо предусмотрена статьёй 36 НК РФ и статьёй 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции». При этом полицейские наделены правом получать сведения, составляющие налоговую тайну.
Полномочия сотрудников органов внутренних дел на участие в мероприятиях налогового контроля ограничены лишь выездными налоговыми проверками. Участвовать в камеральных проверках сотрудники полиции не вправе.
Наши публикации
По закону сотрудники ФНС обязаны направить соответствующие сведения в органы, уполномоченные возбуждать уголовные дела при выявлении признаков состава налогового преступления. В то же время фискальным органам также могут быть интересны сведения, которыми располагают правоохранительные органы, в том числе и те, которые стали им известны при проведении мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 12.08.95 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — закон об ОРД).
При этом, такие сведения должны предоставляться фискальному ведомству даже без их запроса в тех случаях, когда следователь решает, что участие налоговиков при расследовании преступления необходимо. Закон устанавливает для этого конкретный срок: материалы следует направить по инстанциям в течение 10 рабочих дней с того момента, когда компетентный субъект выявил наличие соответствующих обстоятельств.
Сравнение выездных и камеральных налоговых проверок: 10 основных отличий
То есть, по сути, даже в рамках камеральной налоговой проверки в компанию может явиться инспектор, осмотреть склад и пересчитать все, что есть на этом складе. Отличие № 4. Срок проверки Камеральные и выездные проверки имеют установленные законом сроки проведения.
1.4. участие органов внутренних дел при проведении налоговых проверок
Также сотрудники полиции могут привлекаться для конкретных мероприятий в рамках выездной проверки – допросов, осмотров, проведения выемки и др., вплоть до вручения акта выездной проверки в целях обеспечения безопасности сотрудников ИФНС. Отличие № 7. Мероприятия налогового контроля Выездная налоговая проверка Камеральная налоговая проверка В рамках выездной проверки могут проводиться так называемые дополнительные мероприятия налогового контроля:
- Запрос документов;
- Осмотр;
- Выемка;
- Экспертиза документов;
- Допрос;
- Проверка через контрагентов (встречные проверки) и всех других лиц (организаций), которые располагают информацией о проверяемой компании (банки, регистрационная палата, БТИ и т.д.).
В рамках камеральной проверки ИФНС проверяет исключительно представленные компанией налоговые декларации.
Налоговые проверки
Но в состав проверяющей группы может быть включен абсолютно любой инспектор ФНС России. Также могут привлекаться органы полиции и Следственного комитета РФ.
При этом официальным инициатором проверки будет ИФНС. «Силовиков» приглашают поучаствовать в выездной проверке, когда у самой инспекции в ходе предпроверочного анализа появились подозрения, что компания использует схемы ухода от налогов, а сумма неуплаченных налогов тянет на преступление по одной из «налоговых» статей Уголовного кодекса РФ.
При проведении налоговой проверки
Могут ли предприниматели воспрепятствовать доступу к информации со стороны правоохранительных органов? Напрямую это невозможно. Однако, способы все же есть. Нужно просто применять меры информационной защиты, которые допускаются законодательством об охраняемой тайне (в том числе, тайне коммерческой). Ведь основными распространителями информации (в том числе и конфиденциальной) являются люди: ваши сотрудники, партнёры, контрагенты.
Порядок проведения выездной проверки» и гл. 14 «Оформление результатов выездной проверки. Справка о проведенной проверке. Акт выездной проверки». Об обжаловании итогового решения по налоговой проверке см. разд. 25.2 «Обжалование решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения при налоговых проверках». Главная особенность совместных проверок состоит в том, что при их проведении сотрудники органов внутренних дел вправе пользоваться всеми средствами и методами проведения контрольных и иных мероприятий в рамках своей компетенции, которые предоставлены им Законом РФ от 18.04.1991 N 1026-1 и Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (п.
п. 5, 13 Инструкции). В том числе в необходимых случаях применять силу.
Участие в камеральных налоговых проверках правоохранительными органами
Выездная проверка предполагает уже глубокое изучение деятельности компании для выявления серьезных недочетов, схем ухода от налогов и даже признаков налогового преступления. Выездная налоговая проверка Камеральная налоговая проверка Проверяется правильность уплаты налогов (одного или сразу нескольких) за предыдущие три года. Проверяется своевременность сдачи, правильность расчета и уплаты конкретного налога за налоговый период (месяц, квартал, полугодие). Важно! Выездные проверки бывают тематическими, т.е. направленными на проверку одного налога, и комплексными, когда проверяются все налоги. Но в связи с тем, что каждый налоговый орган участвует в своем негласном рейтинге по выполнению определенного KPI (по доначислениям), и в этом показателе доначисления по тематическим проверкам не учитываются, то ИФНС, как правило, выходит «на дело» с комплексной выездной проверкой.
Оформление итогов Выездная налоговая проверка Камеральная налоговая проверка По итогам выездной проверки составляется справка, затем акт проверки, на основе которого готовится решение по выездной проверке. Решение вручается лично руководителю компании под роспись или ее уполномоченному представителю.
О проведенной камеральной проверке можно узнать только по факту получения акта. Но его ИФНС присылает, только если в декларациях есть ошибки/нарушения. То есть в случае успешного прохождения камеральной проверки налогоплательщик не получает никаких «бумажек». Важно! Если речь идет о камеральной проверке деклараций по НДС, где налог заявлен к возмещению, то в случае успешного прохождения проверки ИФНС пришлет компании «бумагу» – решение о возмещении. Отличие № 9.