- В натуральном выражении,
- В стоимостном выражении.
При расчете формулы точки безубыточности в натуральном выражении, понадобятся следующие показатели:
- FC (постоянные затраты на объем);
- Р (цена единицы продукции);
- AVC (переменные затраты единицы продукции).
Формула точки безубыточности в натуральном выражении выглядит так: BEP=FC/(Р-AVC) При расчете формулы точки безубыточности в денежном выражении, необходимы следующие показатели:
- FC (постоянные затраты);
- VC (переменные затраты);
- AVC (переменные затраты единицы продукции);
- TR (выручка или прибыль).
Формула точки безубыточности в денежном выражении определяет порог рентабельности и выглядит так: BEP=FC/KMR Сначала рассчитывается коэффициент маржинального дохода, который представляет собой долю маржинального дохода в выручке.
- Что такое точка безубыточности и как ее рассчитать
- Точка безубыточности
- Формула точки безубыточности
- Что такое точка безубыточности и ее расчет
- Как рассчитать точку безубыточности
- Что такое точка безубыточности: формула расчета, что показывает
- Точка безубыточности: как не работать себе в убыток?
- Натуральная точка безубыточности
Что такое точка безубыточности и как ее рассчитать
Для этого введем понятие постоянных и переменных затрат. Постоянные затраты не изменяются со временем, и не имеют прямой зависимости от объема продаж.
Точка безубыточности
В этом случае ее целесообразно вычислить лишь в стоимостном выражении.
- К перечню постоянных расходов магазина относятся:
- расходы на аренду;
- вознаграждение продавцам;
- отчисления с их зарплаты;
- рекламные траты;
- коммунальные услуги.
- К переменным расходам магазина отнесем:
- закупочную цену;
- плановый объем продаж.
Сведем в таблицу примерные величины постоянных и переменных затрат Постоянные затраты Величина, руб Аренда 130000 Зарплата продавцов 62000 Отчисления с зарплаты 18600 Коммунальные платежи 15000 Траты на рекламу 25000 Итого 250600 Переменные затраты Величина, руб Закупочная цена 4000 Плановый объем продаж, единиц 120 Итого 480000 Получаем, что величина постоянных затрат равна 250600 рублям. Сумма всех переменных затрат равна 480000 рублей.
Формула точки безубыточности
Точка безубыточности и запас финансовой прочности характеризуют финансовую устойчивость предприятия. Формулы расчета точки безубыточности в натуральном и денежном выражении.
Точка безубыточности — объем продаж при котором предприятие покрывает все свои расходы, не получая прибыли. Ее величина играет важную роль в вопросе устойчивости и платежеспособности компании.
Степень превышение объемов продаж над точкой безубыточности определяет запас финансовой прочности (запас устойчивости) предприятия. В свою очередь, как с изменением выручки растет прибыль показывает Операционный рычаг (операционный леверидж).
Что такое точка безубыточности и ее расчет
натуральном;
- стоимостном.
- Расчет в натуральном выражении
- В натуральном выражении точка безубыточности (ТБУ) рассчитывается при помощи следующих показателей:
- цена товара (услуги, работы) (Ц);
- переменные затраты на единицу товара (ПЗЕ).
- постоянные затраты на объем продаж или производства(ПЗО);
Рассчитать ТБУ в натуральном выражении возможно по следующей формуле: ТБУ=ПЗО/(Ц-ПЗЕ) Расчет в стоимостном выражении
- Для получения значения стоимостного выражения ТБУ используются следующие показатели:
- выручка (доходы) (В) или цена (Ц);
- переменные затраты на объем производства (ПЗО) или переменные затраты на единицу товара (ПЗЕ);
- постоянные затраты на объем производства или продаж(ПЗО).
Сначала вычисляется маржинальный доход и его часть (доля) в выручке (коэффициент маржинального дохода).
Потом следует сложить переменные и постоянные затраты, получая линию валовых затрат. Точка безубыточности на графике находится на пересечении линии выручки с линией валовых затрат.
Этот показатель также позволяет понять соотношение затрат и доходов и принять решения по поводу изменения цен на товары (работы, услуги). Этот показатель необходим в любом бизнесе и при оценке инвестиционного проекта для принятия решений на стратегическом уровне.
Как рассчитать точку безубыточности
Если вы оказываете услуги, то скорее всего оплата тех, кто эти услуги оказывает, если эту оплату можно точно отнести к факту оказания услуги. Например, если у вас студия разработки сайтов, дизайн-студия или любая проектная организация, в переменную часть стоит включить все выплаты по проекту (пример, как организован учет оплаты персонала по проектам в такой компании, есть в одном из наших прошлых материалов).
Если мы из выручки вычтем прямые переменные расходы – то получим показатель, который называется маржинальная (или ее еще называют валовая) прибыль. Это важный индикатор, который говорит об эффективности бизнеса, поэтому важно его считать.
Если у вас несколько направлений в бизнесе, считайте маржинальную прибыль для каждого из них, оценивайте и сравнивайте их по этому параметру. В «Добром буке» маржинальная прибыль равна 75 000 рублей.
Что такое точка безубыточности: формула расчета, что показывает
Итого в текущих условиях, при выручке в 200 000 рублей, наше производство выйдет на точку безубыточности. Точку безубыточности можно представить не только в денежном, но и в натуральном эквиваленте.
Для «Доброго бука» это будет количество полученных сделок (заказов) равное 20 при сумме заказа в 10 000 рублей. Кроме этого анализ точки безубыточности можно провести в графиках.
Если по оси ординат отложить объем выручки, а по оси абсцисс количество продукции/заказов, то получим график, иллюстрирующий соотношение выручки, постоянных и суммарных издержек (переменные + постоянные). Точка безубыточности на графике – это точка пересечения выручки и суммарных затрат.
Графики показывают, как при росте количества заказов меняется разница между выручкой и суммарными затратами. Это разница и есть операционная прибыль организации.
Точка безубыточности: как не работать себе в убыток?
Для этого на графике отражаются текущие показатели постоянных и переменных затрат, которые объединяются в валовые (общие затраты). Место пересечения графика выручки и графика валовых затрат покажет местонахождение точки безубыточности компании. По горизонтальной оси отражается объем продаж (производства), на вертикальной – доход и затраты в стоимостном выражении.
- Построим график для условий:
- размер выручки – 100000 руб;
- реализация – 100 шт;
- постоянные затраты – 25000 руб;
- переменные затраты – 30000 руб.
В результате получаем точку безубыточности на величине доходов около 35700 руб, т.е. при реализации товара более 35 штук, предприятие уже получит прибыль.
- Во всех расчетных примерах мы получали точки безубыточности, лежащие в разумных пределах.
Точкой безубыточности бизнеса называется такой объем продаж, когда прибыль предпринимателя «переваливает» через ноль, и он начинает получать прибыль, то есть доходы наконец-то начинают превышать расходы. Измеряется она в натуральном выражении – штуках, тоннах или литрах, или в денежном – рублях. Расчет точки безубыточности показывает, сколько необходимо продать продукции или какой выполнить объем работ, чтобы доходы начали покрывать расходы. При переходе через точку безубыточности компания наконец-то начинает получать чистые доходы, а до тех пор, пока она не достигнута – работает в убыток.
Постоянный контроль точки безубыточности важен для расчета финансовой стабильности предприятия. Например, рост ее значения свидетельствует о наличии у компании проблем, мешающих ей получать необходимую прибыль.
Натуральная точка безубыточности
Однако, слегка изменив условия, можем получить весьма печальную картину:
- размер выручки – 60000 руб;
- реализация – 100 шт;
- постоянные затраты – 25000 руб;
- переменные затраты – 30000 руб.
- Точка безубыточности выходит на границу реализации. То есть, работая в таких условиях, предприятие балансирует на границе доходности. Необходимо что-то срочно предпринимать:
- увеличить размер выручки путем увеличения цены;
- уменьшить постоянные или переменные расходы.
Выводы Точка безубыточности применима в анализе практически любого бизнеса и является весьма важным показателем при планировании продаж или производства. Она дает возможность оценить финансовую устойчивость компании и принять верные решения по возможности изменения цен на оказываемые услуги или продаваемые товары.