Ольга СЕРОВА, заместитель руководителя Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Многолетнее недофинансирование ремонта жилья и коммунальной инфраструктуры привело к их повышенному износу, аварийности, ресурсной неэффективности. Отсутствие необходимых инвестиций и работ по модернизации этих секторов приводит к экономическим потерям и социальным издержкам, вызывает неприятие идеи и методов рыночных преобразований в жилищно-коммунальной сфере. Доля «ветхого» или аварийного жилья[1] по данным статистики составляет 3,2% от всего жилищного фонда Российской Федерации (от 0,4% в г. Москве до 26% в Республике Дагестан). Критическую степень износа (свыше 70%) имеет 1,4% жилищного фонда (в 2005г. — 0,9%). По данным проведенного анализа и заключениям экспертов доля «ветхого» и аварийного жилищного фонда в Российской Федерации доходит до 14%.
Основные проблемы развития жилищной сферы и пути их решения
Жилищный кодекс РФ дал возможность:
- четко разграничить объем полномочий органов государственной власти в области регулирования жилищных правоотношений, определить круг их обязанностей;
- определить структуру жилищного фонда РФ и виды жилых помещений;
- сформировать процедуру перевода помещений из одной категории в другую;
- прописать права и обязанности собственников жилых помещений;
- ввести понятие «общее имущество собственников в многоквартирном доме»;
- прописать обязанность по выбору собственниками способа управления домом.
Все эти годы деятельность федеральной власти была нацелена на формирование трех рынков, взаимосвязанных друг с другом: коммунальных услуг, жилищных услуг и жилищного фонда.
Открытые письма жириновскому в.в.
Для каждой из этих групп жилищ и зданий должны быть определены технологические и организационные решения, закрепленные в соответствующих нормативных правовых актах. Необходимы стандарты жилья социального использования, его ремонта и содержания. Законодательно закреплены понятие «аварийный дом, подлежащий сносу» и ответственность органов местного самоуправления за их снос.
Предлагается (в том числе и ФЦП «Жилище») осуществлять снос аварийных домов силами органов местного самоуправления и компенсировать в дальнейшем затраты путем последующей продажи земельных участков на аукционе. Данный механизм приемлем только в крупных городах с высокой ценой участков, застроенных аварийным жилищным фондом в центральных районах. В большинстве регионов требуется бюджетная поддержка программ сноса аварийных домов на принципах софинансирования.
Библиотека бизнеса
Выделим основные аспекты проблем жилищного фонда: — количественный аспект (нехватка жилья); — структурный аспект (несоответствие демографической структуре семьи структуры жилищного фонда); — качественный аспект (не состыковка имеющегося жилищного фонда и требуемых для потребительского населения); — эксплуатационный аспект (несоответствие требований к техническому содержанию жилищного фонда). (см. рис.1.) Рис. 1. Основные аспекты проблем жилищного фонда Количество жилищного фонда во многих городах страны не соответствует демографической структуре населения, что определенно ухудшает жилищные условия горожан. Многим семьям приходится довольствоваться коммунальными квартирами и общежитиями.
В настоящее время средняя жилищная обеспеченность в городах страны составляет не более 18 кв.м. общей площади жилья на одного жителя, часть населения имеют менее 9кв.м.
Дипломные и курсовые работы, магистерские диссертации по праву на заказ
В рамках ФЦП «Жилище» действовала подпрограмма «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда», которая фактически не выполнена. Тем не менее, с 2005 года эта подпрограмма ликвидирована. За период действия подпрограммы доля ветхого жилищного фонда увеличилась на 30%.
Возможно, на такой рост повлияла более объективная оценка в процессе разработки и реализации подпрограммы, однако обследование состояния в регионах показало, что прирост ветхого жилья иногда до 20 раз превышает масштабы его ликвидации. В ближайшие годы можно ожидать нарастания темпа ветшания введенных в 60-е и 70-е годы домов первых массовых серий (ДПМС). Это еще раз подчеркивает необходимость увеличения ввода нового жилья, почти 30% которого должно направляться на ликвидацию ветхого жилья только для предотвращения его роста.
Реновация жилищного фонда как решение проблемы ветхого жилья
Масштабы и эффективность использования жилищного фонда определяется перспективами развития того или иного поселения и состоянием имеющегося фонда. Следовательно, модернизация, ремонт и реконструкция жилищного фонда должны быть рассмотрены не только как способы воспроизводства, дополняющие строительство, но и как альтернатива ему. Одним из важнейших факторов, обеспечивающего рациональное использование средств, направляемых на решение жилищной проблемы, является недопущение абсолютизации нового жилищного строительства и учет изменения в перспективе конкурентоспособности поселений.
[1,6] Развитие и модернизация жилищного фонда, удовлетворение спроса и потребности общества в жилье должны быть направлены на повышение качества жилища и коммунальных услуг, не только на увеличение потребления жилья.
Региональные
Согласно сведеньям Федеральной службы государственной статистики 93,9 млн. м2 или 2,83% всего жилищного фонда находятся в аварийном или ветхом состоянии (табл. 2). Таблица 2 — Ветхий и аварийный жилищный фонд.
Поэтому из-за пассивности людей, управляющие организации самостоятельно решают когда, как и по какой цене проводить ремонт на доме. В этом заключается одна из проблем ухудшения технического состояния дома, последовавшая за некачественным предоставлением услуг по ремонту дома. Если отработать механизм проведения общего собрания по текущему и капитальному ремонту, жильцам будет проще самостоятельно принимать решения о выборе подрядчиков.
Ежегодный оборот отрасли ЖКХ на сегодняшний день составляет примерно 4 трлн рублей, что даёт 7% ВВП.
Проблема изношенного жилищного фонда
При этом, в их число также входят трубы, у которых не закончился эксплуатационный гарантийный срок. Что говорит о применении некачественных материалов и ненадлежащем контроле надзорных органов. Однако, по данным Росстата, число аварий водопровода ежегодно сокращается.
Соответственно мониторинг состояния инженерных коммуникаций производится в плановом порядке, что приводит к положительным результатам. Относительно благоустройства жилищного фонда канализационными сетями (таблица 4), можно сделать аналогичные выводы. Так, сельские населенные пункты по сравнению с городскими слабо оборудованы канализацией.
Таблица 4 — Уровень благоустройства канализацией на конец 2013 года (в кв.м.).
Ликвидация ветхого и аварийного жилья не возможна без концентрации сил и аккумулирования средств всех органов власти, местного самоуправления, инвесторов и населения, что требует программных методов решения. [1] Ранее в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. №552 Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу утверждались критерии и технические условия отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих или аварийных. В связи с изданием Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, которым утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (далее -Положение), теперь понятие ветхого фонда не существует.
Из общего объема ветхого и аварийного жилья 86% приходится на городскую местность. Основными задачами в решении обозначенных проблем являются: обеспечение выполнения обязательств государства по реализации права на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в жилых домах, не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям; проведение единой политики переселения граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда исходя из приоритетов развития отдельных муниципальных образований с учетом консолидации бюджетных и внебюджетных источников финансирования; первоочередное обеспечение расселения аварийного жилищного фонда общей площадью 40,1 тыс. кв. метров, определенных в федеральном законодательстве.
2014. №6-7. С. 1464-1468. 2. Министерство регионального развития [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.minregion.ru/ Дата обращения 10.05.15 3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.gks.ru/ Дата обращения 15.05.15 4.