Норвегия — унитарное государство, состоящее из 19 областей (фюльке). Во главе каждой области стоит назначаемый Королем губернатор (фюлькесман). В областях (кроме Осло и Бергена) существуют выборные советы (фюлькестинги). Действующая Конституция была промульгирована 17 мая 1814 г. По форме правления Норвегия — конституционная парламентская монархия. Главой государства является Король. Конституция называет особу Короля «священной и почитаемой»; он не подлежит ответственности за свои действия. Король обладает законодательными и исполнительными правомочиями. Поправка к Конституции, принятая в 1913 г., закрепляет за ним право отлагательного вето. В перерывах между сессиями Король может самостоятельно принимать нормативные акты, имеющие силу закона, по вопросам промышленности, торговли, охраны порядка.
Норвегия
Норвегии был подготовлен и издан «Свод законов короля Кристиана IV», представлявший собой, по существу, новую редакцию законодательных сборников Магнуса» улучшателя законов» — в переводе с древненорвежского и с включением всех (позднее изданных для Норвегии) законодательных актов. Действительно радикальная реформа всего законодательства была осуществлена в 1687 г.
с изданием »
Норвежского свода законов короля Кристиана V» в 6 книгах. Он охватил все отрасли права и считается основой современной правовой системы страны, хотя формально силу сохраняют весьма немногочисленные его положения.
При подготовке этого свода законов было широко использовано тогдашнее датское законодательство, однако известное влияние на него оказали концепции римского права, а также, по-видимому, некоторые традиции собственно норвежского права.
Территориально-государственное устройство
В качестве одного из основных источников норвежского права выступают и судебные прецеденты. Решения ВС, а иногда и других судебных инстанций, вынесенные ими по конкретному делу,имеют силу убеждающего прецедента и тщательно изучаются судами, принимающими решения по таким делам, где возникают аналогичные правовые вопросы.
При этом должно быть отмечено, что ВС в своих решениях стремится формулировать не обобщающие правовые нормы, а положения, относящиеся к конкретным обстоятельствам. В норвежской системе права важное значение придается работам ученых-юристов, трактующим нормы закона либо судебные решения, а также материалам обсуждения законопроектов, позволяющим выявить «истинные намерения» законодателя (нередко именно этот вопрос становится предметом дискуссии в ходе судебных прений по конкретному делу).
Среди источников норвежского права с конца XIX в.
Норвегия (государство)
Этот суд формируется на тех же основаниях, что и Суд по трудовым делам.Особое место в системе судебных учреждений занимает Суд импичмента.
Государственное устройство норвегии
Норвегия превратилась почти в рядовую датскую провинцию, ее правовая система всегда оставалась в достаточной степени самостоятельной и датские короли, считавшиеся одновременно и королями Норвегия, издавали для нее отдельные законы, иногда, правда, совпадавшие с законами Дании. В 1602-1604 гг. для Норвегия был подготовлен и издан «Свод законов короля Кристиана IV», представлявший собой, по существу, новую редакцию законодательных сборников Магнуса в переводе с древненорвежского и с включением всех позднее изданных для Норвегия законодательных актов.Радикальная реформа всего законодательства была осуществлена в 1687 г.
с изданием »
В некоторых случаях для рассм. отрения сложных гражданских дел по решению суда провинции образуется коллегия из 3 профессиональных судей. Принятая в Норвегия судебная процедура требует, чтобы перед обращением в суд, во всяком случае по большинству гражданских дел, была предпринята попытка примирить стороны путем разбирательства дела в согласительном совете (из 3 членов), образуемом при каждом муниципалитете (члены этих советов, избираемые на 4 года.
как правило, не юристы); Соглашение, достигнутое в результате такого предварительного разбирательства, приобретает силу судебного акта. но при некоторых обстоятельствах может быть обжаловано в суд. Однако иски. обращенные к государству или муниципальным властям, споры об имуществе супругов, дела об установлении отцовства,по вопросам патентов и некоторые другие разбирательству в согласительном совете не подлежат.Окружные и городские суды рассм.
Норвегия — общая нформация о стране
Фольке объединяются в 5 основных неофициальных регионов:Северная Норвегия (Нур-Норге);Центральная Норвегия (Трёнделаг);Западная Норвегия (Вестланн);Восточная Норвегия (Эстланн);Южная Норвегия (Сёрланн) Население Норвегии. Численность населения Норвегии около 4,8 миллиона человек, это одна из наименее населённых стран Европы.
Живут, преимущественно, на севере страны. В незначительном числе — квены(норвежские финны), русские, шведы, евреи и цыгане и др. Осло — столица и самый крупный город Норвегии. Расположился он в юго-восточной части Норвегии, у самой северной оконечности Осло-фьорда. К городу относятся 40 островов. В пределах Осло — 343 озера, также по нему протекает две небольших реки: Акерсельва и Ална.
Норвегия унитарное государство
Дальнейшее развитие норвежского законодательства, в том числе в период, когда страна, освободившаяся от датского господства, была насильственно присоединена к Швеции (1814-1905 гг.), шло по пути издания отдельных законов, а не единовременной сплошной кодификации (осуществляемые каждые два года юридическим факультетом университета в Осло издания действующих норвежских законов с 1682 г. содержат их собрания в хронологической последовательности). Наряду с законодательством важным источником норвежского права признаются обычаи, особенно в сфере торговли, где им нередко принадлежит определяющая роль. Обычаи часто служат существенными дополнениями к действующим законам, в том числе в сфере конституционного права, а при отсутствии соответствующих законов могут самостоятельно регулировать правовые отношения.
Почему норвегия унитарное государство
Первые записи правовых обычаев относятся к XII в. К этому времени вся территория страны, хотя и считавшейся уже единым королевством, была поделена на 4 тин-га — объединения кланов со своими собраниями представителей, устойчивыми правовыми и иными обычаями и др. Сборники обычаев 2 из этих объединений — «Законы гулатинга» (1150) и «Законы фростатинга» (1190) — сохранились до наших дней и являются ценнейшими документами по истории средневекового права.
На основе этих сборников в период правления короля Маг-нуса, прозванного улучшателем законов, был издан первый общенациональный свод «Закон земли» (1274-1276), в котором регулировалось правовое положение церкви, излагались нормы уголовного, земельного и торгового права. Действие свода было распространено на территории, принадлежавшие в то время Норвегия, — Гренландию, Фарерские, Оркнейские и Шетландские острова.
Действующая Конституция была промульгирована 17 мая 1814 г. По форме правления Норвегия — конституционная парламентская монархия.
Главой государства является Король. Конституция называет особу Короля «священной и почитаемой»; он не подлежит ответственности за свои действия. Король обладает законодательными и исполнительными правомочиями.
Поправка к Конституции, принятая в 1913 г., закрепляет за ним право отлагательного вето. В перерывах между сессиями Король может самостоятельно принимать нормативные акты, имеющие силу закона, по вопросам промышленности, торговли, охраны порядка. Король наделен определенными полномочиями в отношении парламента: он открывает парламентские сессии, выступая на первом заседании с тронной речью, имеет право созывать чрезвычайные сессии. По совету правительства Король назначает и увольняет высших должностных лиц, ему принадлежит право помилования.
ВС. В состав его входят 10 членов второй палаты парламента и 5 членов ВС. Созывается он с перерывами порой в несколько десятилетий.Суды административной юстиции отсутствуют, но судебная практика выработала неписаное правило, согласно которому общие суды могут принимать к рассм. отрению жалобы на решения любых административных органов, в том числе правительства и Короны. Лишь некоторые судебные функции выполняет Суд государственного страхования,принимающий жалобы на решения соответствующих государственных органов.С 1962 г. в Норвегия введена должность омбудсм. ана, избираемого парламентом на 4 года и призванного расследовать по жалобам граждан или по собственной инициативе все случаи «несправедливости» по отношению к ним со стороны центральных и местных властей либо отдельных гражданских служащих. Ом-будсм.